Ученикам

5 класс
Раздел.
Тема
Учебно-познавательные и 
учебно-практические задачи
Введение.
Биология - наука о живой природе.
1. Как вы относитесь к высказыванию  Ф. Достоевский: «Кто не любит природу, тот не любит человека». Прокомментируйте свой ответ.
2. Мы часто говорим о богатстве природы, ее дарах. Как вы считаете, что именно включают в себя эти понятия? Обоснуйте свой ответ.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Какие экологические проблемы стоят перед жителями Омского Прииртышья? Предложите пути их решения. Что можете сделать вы для решения экологических проблем.
Обобщающий урок по теме «Биология – наука о живой природе».
Как вы относитесь к высказыванию А. Герцена: «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром»? Прокомментируйте свой ответ.
Химический состав клетки: органические вещества.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? Обоснуйте свое мнение.
Царство Бактерии.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Так просто, как бактерия, не устроена ни одна клетка на планете Земля. Назовите особенности строения клетки бактерий, чем бактериальная клетка отличается от растительной? Подпишите на рисунке части клетки. Как вы считаете, мы более совершенные живые организмы чем бактерии? 
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1. Представьте себе, что вдруг по каким – то причинам с Земли исчезли все сапрофитные бактерии. Привело бы это к каким – либо существенным изменениям жизни на Земле?
2. Представьте себе, что вы врач экспедиции, которая высадилась на незнакомую планету. Среди экипажа обнаружилось неизвестное бактериальное заболевание. Что вы будете делать?
3. Расспросите родителей или узнайте в Интернете, почему бактерии могут быть "кулинарами", "фармацевтами", "помощниками земледельца". Какую роль бактерии играют в вашей жизни, аргументируйте свой ответ.
4. Поэт Владимир Маяковский написал стихотворные разъяснения к плакату, посвящённому борьбе с холерой:
«Гражданин!
Чтоб не умереть от холеры,
заранее принимай такие меры.
Не пей сырой воды.
Воду оную пей только кипячёную.
Также не пей на улице кваса.
Воду кипятить — работы масса.
Чтоб с квасом своим поспеть рано,
просто приготовляют его из-под крана...»
Как вы считаете, верны ли данные рекомендации по борьбе с холерным вибрионом? Что бы вы добавили, попробуйте продолжить стихотворение.
Царство Растения.
Разнообразие, распространение, значение растений.
Деятельность человека может причинить большой вред растительному миру. Оцените  отрицательное влияние человеческой деятельности на растительность вашей местности. Что вы делаете, чтобы уменьшить вредное влияние на растения вашего края?
Лишайники.
Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности. Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности. Что вы делаете, чтобы сохранить воздух чистым.
Обобщающий урок по теме «Царство Растения».
Прочитайте утверждения и выразите свое отношение к ним. Поясните свои мысли, приведя аргументы:
«Растения – источник красоты.
Растения – источник жизни»




6 класс
Раздел.
Тема
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Испарение воды растениями.  Листопад.
Прочитайте отрывок из стихотворения:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Иван Бунин
О каком явлении природы идет речь в стихотворении? Какое значение оно играет в жизни растения? Какие чувства у вас вызывает это явление?
Прорастание семян.
Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Окуджава:
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
О каких условиях, необходимых для прорастания семян, упоминает автор в стихотворении? Согласны ли вы с его точкой зрения? Почему?
Важнейшие сельскохозяйственные рас­тения.
Как вы считаете, как человек изменяет растительный мир? Какие растения испытывают особенно сильное влияние хозяйственной деятельности людей?
Как они используются человеком? Каковы последствия этой деятельности? Ответ изобразите в виде рисунка.
Природные сообщества.
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.
Назовите природные сообщества в нашей местности. Ответ дайте в виде схемы, где укажите взаимосвязи между отдельными компонентами. Какую роль вы отведете человеку в этом сообществе?
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
1. Деятельность человека может причинить большой вред растительному миру. Оцените  отрицательное влияние человеческой деятельности на растительность вашей местности. Что вы делаете, чтобы уменьшить вредное влияние на растения вашего края?
2. Известный путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? Согласны ли вы с ним?



7 класс
Раздел.
Тема
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Введение.
Современная зоология.
Сочинение «О своих впечатлениях от наблюдений за жизнью животных»
1. Прочитайте сочинение.
Человек в мире не один, вокруг него — множество живых созданий, братьев наших меньших. В каждом, даже не очень привлекательном животном, птичке можно увидеть и гармонию, и силу, и красоту. Присмотримся ближе к муравейнику или улью. Хлопотливые букашки уверенно и настойчиво работают, выполняя свой, предназначенный природой, долг. Их жилые сооружения, с точки зрения специалистов, – «инженерное чудо».
Мы поражаемся, наблюдая сами, слыша разные рассказы о верности и преданности собак, кошек и других домашних животных, их ум, даже умения сочувствовать, поддерживать и лечить людей. Наблюдение за животными, общение с ними дает человеку очень много. Во-первых, воспитывает доброту, милосердие, вселяет оптимизм и просто удовлетворяет эстетичные нужды. К сожалению, очень часто человеческое любопытство и желания всегда иметь близко объект наблюдения и развлечения, оборачивается для зверей тяжелой неволей, страшными условиями удержания, как это бывает в зоопарках, особенно странствующих. Итак, общаясь с живой природой, получая от нее наслаждение, люди должны заботиться о том, чтобы не повредить ей, не разрушить равновесия и гармонии в ней. Ведь следующие поколения тоже имеют право видеть и любоваться красотой окружающего мира, разными зверями и птицами.
2. Напиши свое сочинение на заданную тему. Или
3. Сделайте сами или подберите фотографии к данному сочинению, отражающие ваше отношение, чувства, переживания. Оформите работу в виде электронной презентации. Дополнительным оформлением могут служить записи звуков природы, голоса животных, птиц.

Простейшие.
Простейшие: жгути­коносцы, инфузории.
Как ты думаешь, кто должен заботиться о твоем здоровье? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
Многоклеточные животные.
Класс Птицы. Отряд Пингвины.
Покормите птиц пшеном, семенами подсолнечника, хлебными крошками в течении нескольких дней. Сделайте простую кормушку из пластиковой бутылки или молочного пакета, повесьте на ветку дерева для небольших птиц, или просто насыпьте корм на открытое место во дворе. Понаблюдайте за поведением птиц и опишите свои наблюдения, ответив на вопросы.
Какие птицы кормятся на дереве, а какие собирают корм с земли? Пугаются ли птицы человека, который приносит корм каждый день? Как вы думаете: могут ли птицы быть благодарными человеку за помощь? Помогли ли вы зимующим птицам пережить суровое время?
Отряды птиц: Стра­усообразные, Нанду- образные, Казуарооб­разные, Гусеобраз­ные.
Прочитайте текст.
О совместной жизни лебедей и об их удивительной верности.
Семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Взаимные хлопоты у птиц-родителей. В семье лебедей-шипунов, черных лебедей оба супруга принимают одинаковое участие в необходимых «домашних» хлопотах – по устройству гнезда, высиживанию яиц и воспитанию молоди. Родители находятся рядом с птенцами, охраняя и защищая их около 5 месяцев с момента вылупления. Но подросшие лебеди, даже ставшие самостоятельными, часто остаются с родителями дольше. У лебедей существует дежурство самца и самки для высиживания яиц, когда свободный от дежурства родитель отдыхает, кормится, и таким образом набирается сил. Однако, отдых у самки короче.
Много трогательных историй о верности лебедей. Вот рассказ наблюдателя о влюбленной паре лебедей. Прекрасные птицы, белоснежные с громадными крыльями, вместе встречали рассвет, плавали, резвились. Но вот лесник, прельстившись белыми роскошными перьями самца, убивает его. Лебедка подняла крик на весь лес. С того времени ежедневно на заре лебедка прилетала на это место озера, где бывала со своим супругом и где он погиб. Широко расставив белые крылья, она стонала так плачевно, что лесник не знал, куда деваться от угрызений совести. И когда он решил покончить с тоскующей птицей, лебедка, трепеща расправленными крыльями, сама полетела на ружье. А вот одна из таких историй, рассказанная Г. Розановым еще в 1899 году о страдающем лебеде, потерявшем несколько лет назад свою лебедушку. Одинокий лебедь вел себя необычно – от полного оцепенения до агрессивности. Странным был и его внешний вид – слегка приподнятые крылья, лохматые перья, куда дева-лась известная грациозность движений. «В нем была та потеря свободы и индивидуальности, которая есть самый общий признак душевных болезней… Да вот, подите, но никогда, как в этом случае, – говорит рассказчик, я не наблюдал так ярко и выразительно, что у животного есть душа». Удивительная самоотверженность, верность погибшему другу, невозможность жизни без него – неужели это о птице? Оказывается, она способна проявлять такое огромное богатство чувств!
Ответьте в тетради на вопросы:
1. Какие чувства, на ваш взгляд, способны испытывать птицы?
2. Как вы относитесь к такому преданному поведению птиц?
3. Как вы считаете, надо ли рассказывать людям о взаимоотношениях птиц? Почему?
4. Чему ты можешь научиться у таких птиц?
Класс Млекопитаю­щие, или Звери. От­ряды: Однопроход­ные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
4. Прочитайте стихотворение:
Однажды я встретил бездомную кошку.
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку.
– Я слышал, что вы тяжело заболели?
 – Болела.
– Так значит, лежали в постели?
– Бездомной, мне некуда ставить постель.
– Как странно, – я думал,
– Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
(А. Дмитриев)
Есть ли в вашем районе бездомные кошки или собаки?
Ответьте на вопросы в тетради: 1) Где чаще можно встретить бездомную кошку или собаку? 3) Где находят себе пищу бездомные животные? 4) Где прячутся о холода или опасности? 5) Как ведут себя по отношению к людям? Как вы думаете, почему? 6) Откуда берутся бездомные животные? 7) Что можешь сделать ты, чтобы животными было легче жить рядом с нами?
По результатам своих наблюдений сделайте рисунок или напишите небольшой рассказ о жизни бездомных животных в городе.
Например: Добро пожаловать в мир Доброты! Сегодня я опять увидела бездомную кошку, когда шла на занятия в эколого-биологическую станцию. Черная, пушистая шерстка из-за грязи превратилась в сосульки!! Она забежала в здание нашей станции, в надежде, что здесь найдет приют, ведь к нам, на станцию часто приносят бездомных животных, животных, за которыми устали ухаживать. Конечно, кошке нашлась миска с кашей, а затем кошку перенесли в подсобное помещение. Я даже не представляю, как люди могут выкидывать бедных животных на кануне зимы.
Отряды млекопитаю­щих: Грызуны, Зайцеобразные.
6. Задания к фрагментам фильмов по теме «Млекопитающие», фрагмент «Енот в городе».
 Вопросы для беседы:
1. Как еноты приспосабливаются к жизни в городе? Почему их назвали сообразительными?
2. Что привлекло енотов в крупный город?
3. Как вы думаете, как изменилась жизнь животных с появлением городов?
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Воздействие челове­ка и его деятельности на животный мир.
Прочитайте книгу Джека Лондона «Зов пред­ков». Заполните таблицу.
До чтения
Суждения
Автор
После

1. Только сильные выжи­вают в этом мире.



2. Люди должны жить в гармонии с окружающей средой.



3. Люди всегда приспосо­бятся к среде выживания.



4. Примитивные инстинк­ты делают похожими жи­вотных и людей.



 Прочитайте книгу Д. Пеннак «Глаз волка».  Выберите одну тему из списка, ко­торая близка к  вашей интерпретации текста.
Добавьте свои темы и объясните свой выбор:
—             Любовь и ненависть.
—             Легкомысленные поступки и их последствия.
—              Предательство и ложь.
—              Страдания и печали.
—              Человеческие умения, вызывающие уважение других людей.
—           Связь человека с окружающим миром.
—           Взаимоотношения человека и животных.
Представьте тему, пользуясь материалом книги.

Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги (Афри­ка Н’ Биа). Подтвердите своё мнение эпизодом из книги.
Умный                                любит и понимает животных
сильный (физически и психологически)      терпеливый
смелый                                                          настойчивый
отчаянный                                                        упрямый
уверенный в себе                                   любознательный
ранимый                                           хороший рассказчик
сдержанный                                                    искренний
задумчивый                                                    добрый
рассудительный                                             послушный
заботливый                                                    наивный
щедрый                                                           серьёзный
находчивый                        не располагает к себе людей
завистливый                                    не вызывает доверия
жадный                                                             угрюмый
Законы России об ох­ране животного ми­ра. Система монито­ринга.
1. Почему в настоящее время так остро встает вопрос об охране животного мира? Как вы думаете, что более важно: сокращение добычи отдельных видов животных или сохранение неизменными мест их обитания? Почему?
2. Выделяют разные точки зрения на экологическую ситуацию в России.
Точка зрения оптимиста: огромные просторы России, ее природный потенциал, большие территории, не очень освоенные человеком, позволяют считать экологическую ситуацию вполне благополучной.
Точка зрения пессимиста: вся России – зона экологического бедствия.
Как вы оцениваете экологическую ситуацию в нашей стране вы?
Охрана и рациональ­ное использование животного мира.
Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, чтобы  ответить на вопрос: «Что является самой большой ценностью в мире?»
 - Конечно же «Жизнь» во всех ее проявления. Это можно сказать словами Н. Рериха «Самая большая ценность в мире жизнь: чужая, своя. Жизнь животных и растений. Жизнь на всём протяжении:  и в настоящем, и в прошлом, и в будущем!». Все живущие на Земле – от микроскопической амебы до многотонного кита важная и неотъемлемая часть мироздания.
Внимательно оглянитесь вокруг, по новому посмотрите на привычные, казалось бы вещи.   Задумайтесь, не слишком ли мы расточительно пользуемся тем, что нам дает природа.  Стоит и нам позаботиться о природе.  Составьте заповеди «Нормы поведения в природе».


 Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по биологии
5 класс

10 класс

Почему биосферу называют важнейшей оболочкой Земли? Из лекции Наумова Г.Б.  - доктора геолого-минералогических наук, профессора, академика РАЕН и Академии геологических наук, советника государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, вы узнаете о том, как происходит круговорот химических элементов в биосфере, что представляют собой живое и косное вещество. Вы познакомитесь со структурой биосферы и процессами, происходящими в ней.



Владимир Иванович Вернадский - один из великих ученых в истории отечественной и мировой науки. Из лекции Наумова Г.Б. доктора геолого-минералогических наук, профессора, академика РАЕН и Академии геологических наук советника государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, вы узнаете о круге научных интересов Вернадского, учении о биосфере и ноосфере - сфере разума.



Сертификаты участников и дипломы победителей 

IV Всероссийского блиц-турнира по биологии "Росток"




Комментариев нет:

Отправить комментарий